<< 

ПИСЬМО ИЗ КАЗАНИ

 

Рафаэль МУСТАФИН

АРАБЕСКИ

 

1. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА

Наряду с положительной памятью народа о своих героях, поэтах, ученых, композиторах, певцах, есть ещё и память отрицательная. О тех, кто оставил черный след в душе народа, как говорят у татар — багырен кимерген… То есть “грыз душу…”
Мой неграмотный дед рассказывал мне, совсем ещё мальчишке о хане-предателе Шахе Гали. Сколько вреда, слез, крови принес он татарскому народу! Будучи короткое время на Казанском престоле, он распорядился залить водой пороховые погреба, утопил в Волге пушки и пищали… Позднее раскрыл врагам планы Казанской крепости, её тайные подземные ходы и выходы. А потом во главе тридцатитысячного войска участвовал в походе Ивана Грозного против казанцев.
— Если бы не это черное предательство, — говорил дед, — врагам ни за что бы не овладеть Казанью, потому что на стороне татар были и чуваши, и горные и луговые мари, и мордва (черемисы), и башкиры, и ногайцы, и крымцы, и другие народы…
Шах Гали представал в рассказах деда отвратительным существом — низкорослым, кривоногим, безобразным. Он замучил красавицу ханшу Сююмбике… Казнил тысячи татарских девушек и юношей — чтобы не оставлять свидетелей своих преступлений. Чванливый, высокомерно заносчивый со своими соплеменниками, он лебезил перед русским царем. Вползал в шатер Ивана Грозного на карачках, мел своей бородою пол, как выражался дед. Едва достигнув царского ложа, принимался лизать царю руку, показывая, что он верный пес своего господина.
Позднее, уже в студенческие годы, я рылся в исторической литературе. Многое из рассказов деда подтвердилось. Но некоторые детали (например, то, как Шах Гали вползал в шатер Ивана Грозного) я нигде больше не встречал. Они сохранились только в устной памяти народа.
Казалось бы, с тех пор столько воды утекло! Но жгучее чувство ненависти живо в душе народа до сих пор. В достопамятные годы, когда завоевание Казани трактовалось как “прогрессивный акт” в истории народа, нашлись прихлебатели, которые предлагали назвать именем Шаха Гали одну из улиц Казани. Ведь он, мол, уже тогда “крепил дружбу со старшим братом — великим русским народом”. Но имя предателя было окружено такой аурой презрения, что даже раболепствующие перед Москвой руководители республики не решились пойти на это.

 

 

 

Другой пример — имя Аксака Каратуна, Хромого в черной шубе. По словам дедушки, это был изверг и мучитель, пытавшийся насадить среди татар христианство огнем и мечом. Такой же безобразный, жестокий, и к тому же — религиозный фанатик. По его указанию тех, кто принимал христианство, освобождали от рекрутчины и податей. А все эти повинности возлагали на тех, кто отказывался креститься. Приезжали в татарские аулы с ротой гренадеров. “Отказников” секли плетьми — иной раз до смерти или полной инвалидности. Отбирали малолетних детей и крестили их насильно. Насиловали женщин и девушек — они, мол, все равно “нехристи”, то есть не люди. Грабили, самовольничали и объедали деревню до полного разорения. Люди бросали насиженные места и бежали в леса, степи, к башкирам, на Урал или в Сибирь.
Дедушка об этом рассказывал так. Прислали, мол, в аул попа с указанием: отныне хоронить только с попом! Ну что ж, с попом так с попом! Зарыли его в могилу заживо. А сами снялись всем аулом и подались на восток в оренбургские, тогда ещё дикие края. Подальше от Хромого в черной шубе.
Только приехав в Казать, я узнал настоящее имя этого изверга — Лука Конашевич. В Казанской губернии в сороковые годы XVIII века по его указанию было разрушено 418 мечетей из 536, в Сибири — 98 из 133, а в Астраханской губернии — 29 из 40. На их месте была построена 241 церковь для новокрещенных. Впрочем, несмотря на все усилия Аксака Каратуна, результаты его кровавых расправ и жестокостей были более чем скромными. За 33 года миссионерской деятельности ему удалось обратить в христианство всего 14-15 тысяч татар, в основном в Тетюшском, Заинском и Мамадышском уездах. Да и из этих новокрещенных, как только немного ослаб пресс, многие вскоре “отпали” от христианства.
Да, отрицательная память не менее живуча, чем положительная. Поэтому те, кому наплевать на интересы своего народа, кто готов торговать языком, историей, культурой татар оптом и в розницу — берегитесь! Проклянут не только вас, но и весь род ваш до седьмого колена…

 

2. МИФ О КОММУНИЗМЕ

Армянскому радио задали вопрос:
— Можно ли в Армении построить коммунизм?
— Нет, — ответило армянское радио.
— Почему?
— Потому что Никита Сергеевич сказал, что коммунизм не за горами. А мы — за горами.

 

3. ПЛАМЯ И ПЕПЕЛ

Как и многие из моего поколения, я изведал всю тяжесть запретов и цензурных рогаток. Ныне они кажутся просто смешными. А мы испытали

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 1997г