<<

Вадим ЛЕВИН

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ
С “ КОСТОЧКОЙ” ?

Вадим Левин ( Харьков ) - педагог, психолог, писатель. Мы публикуем отрывок из его книги “Когда маленький школьник становится большим читателем” ( Москва, “Лайда”, 1994 г. ) с надеждой привлечь внимание взрослых - родителей, учителей, организаторов образования - к проблемам развития литературного вкуса и навыков культурного чтения.

Как будто не случилось ничего особенного. Сначала Ваня не признавался, но потом проговорился : “ Нет , я косточку бросил за окошко”. Хрестоматийная история - специально для маленьких школьников : все понятно даже самым слабым ученикам. На уроке - никаких хлопот. Учителя младших классов охотно используют это произведение для формирования у детей навыков беглого чтения. Только возникают вопросы : неужели Лев Николаевич Толстой сочинял и публиковал эту миниатюру ради того, чтобы ее понимали бегло и понимали примитивно? Не формируется ли в таком чтении манера воспринимать искусство, не затрачивая чувств и душевного труда?
Вместо того чтобы развивать в себе и детях читательскую способность проникать в авторский замысел, проживать его, осознавать эти переживания, наслаждаться совершенством произведения и вступать в диалог с автором, мы привычно обмагываем себя и детей: якобы вычитываем из художественного произведения банальные истины и полагаем, что читать легко, что мы это умеем. А ребенок доверчиво перенимает наше отношение к искусству, чтобы со временем передать его своим детям. Идет воспроизводство бездумного и поверхностного восприятия искусства.
Впрочем, конечно, мои обвинения не относятся к родителям и учителям, сохранившую традиционную для грамотного россиянина культуру чтения.
Хотите проверить себя, удачно ли вы приобщаете своих детей к чтению художественной литературы? Предлагаю эксперимент с “Косточкой” Льва Николаевича Толстого. Только, пожалуйста, отнеситесь к моему предложению серьезно, с осторожностью. Это тест. Приняв участие в экспериментк с “Косточкой”, вы можете узнать неприятную правду о себе, расстроиться и обидеться ( скорее всего,на меня,хотя я ничуть не хочу вас обидеть). Обида и шок особенно внроятны, если у вас большой опыт работы с детьми и вполне довольны тем, как занимаетесь с ними литературой. Но только правдивая самооценка может дать верное направление и силы для самообразования и саморазвития. Так что выбирайте.

 

 

 

Дальнейший разговор веду с теми, кто решился участвовать в нашем суровом эксперименте.
Для начала вспомните:
Л.Н.ТОЛСТОЙ.
КОСТОЧКА
( б ы л ь )
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице , он не удержался , схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет.Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

===

Условия в эксперименте такие.
Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:
— Станете ли вы,прочитав с детьми “Косточку”, разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот - она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?
Отложите, пожалуйста, статью и запишите свои ответы.
Записали? Теперь прочтите помещенное дальше описание обсуждение “Косточки” с учениками второго класса одной харьковской школы. Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а “после урока” ответьте на те же вопросы вторично.
Сравнив варианты своих ответов “до” и “после” урока, вы получите результат эксперимента - знания о себе.

 

===

Я люблю “ Косточку” и с удовольствием читаю ее детям , а потом разговариваю с ними о ней и о них, об их чувствах и мыслях, навеянных этим произведением. Каждый такой разговор добавляет что-то к моему восприятию Л.Н.Толстого. Гесомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли с харьковски

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3 1998г