<<

Инна ФРУГ

КУБИК РУБИКА*

(Окончание)

 

ПАМЯТИ ИННЫ ФРУГ

Следует признать, что большинство из нас ОБЫКНОВЕННО. Да, конечно, “людей неинтересных в мире нет”, и под каждым могильным камнем — целая всемирная история — я не собираюсь подвергать сомнению эти мудрые речения. Но есть иной аспект бытия. Мы сотворены по образу и подобию Божьему. В чем подобие? В том, что мы обладаем свободой воли. Однако — как ее используем? Ответим честно: как правило, в ничтожной степени. Обстоятельства, “среда”, социальные условия создают невидимые рельсы, по которым мы катимся всю жизнь. Шаг в сторону -побег: о, как хорошо (слишком хорошо!) мы это понимаем. И потом взираем с восхищением, с тайной завистью на тех, кто живет иначе.
Инна Львовна Лейдерман. которую в литературном мире знали как Инну Фруг, ЖИЛА ИНАЧЕ.
Вдумайтесь в начальный факт ее биографии. Война. Инна Львовна — девочка, школьница — стремится на фронт. Ну, это еще не так уж необычно — многие тогда были подхвачены патриотическим порывом. Однако она не только сама осаждает военкомат, но заставляет МАТЬ ходатайствовать об отправке ее на фронт. Фантастическая, неправдоподобная ситуация! Ее можно понять, только прочитав повесть “Звезды ясные” (публиковалась в журнале “Знамя” в 1988 году) и ощутив неимоверную силу психологического давления, которое привело к такому результату. Инна Львовна уже тогда умела добиваться невозможного. И пронесла это умение через всю жизнь.
После войны она заканчивает мединститут, становится врачом, заведует отделением в ангарской больнице. В ее подчинении — медицинские сестры. Их работа — тяжелая, зарплата — маленькая. Жизнь — безотрадна, наполнена до краев “борьбой за существование”. Казалось бы, что с этим поделать... Ну, самое большее — повысить требовательность, навести “косметику” на рабочих местах. И это было, конечно: отделение Инны Львовны славилось образцовым порядком. Однако, она и тут “сходит с рельсов”, совершает невероятное: создает клуб медсестер “Свеча”, на котором обсуждаются библейские темы и произведения классиков мировой литературы (!). Десять лет она руководит этим клубом, который быстро прославился на всю страну, за рубежом и породил множество подобий. И “средний медицинский персонал” вдруг увидел небо над головой. Люди изменились, выросли духовно, и для многих из них этот процесс стал необратимым.
Тяжелейшие испытания выпали на долю Инны Львовны. Болезнь позвоночника, неудачная операция, которая сделала ее инвалидом... Физических мук было более, чем достаточно, чтобы превратить обыкновенного человека в “профессионального больного”, все мысли которого сконцентрированы вокруг его болезни. Вместо этого Инна Львовна стала...профессиональным писателем.
Уже первый ее рассказ “Запах гари”, опубликованный в “Юности”, был совершенно непохож на все, что

 

* Начало романа “Кубик Рубика” печаталось в №1-2 “ДиН” за 1998 год.

 

 

 

 

когда-либо писалось на военную тему. Такого органичного сплава тончайшей лирики с трагическими реалиями войны, я думаю, не знала мировая литература. А потом были уже упомянутые “Звезды ясные” и единственная (до сего дня) опубликованная Восточно-Сибирским издательством книга, названная по первому рассказу.
Последние годы — до самого конца! — Инна Львовна писала большую автобиографическую прозу “Кубик Рубика”. Работа над этой книгой завершилась вместе с жизнью. В ней есть страницы, которые характерны для ВЕРШИННЫХ творений духа и относятся к БОЛЬШОЙ литературе.
“Кубик Рубика” — великолепное название.Действительно, из отдельных записей алфавита (а прием — оригинальный, обеспечивавший предельную свободу самовыражения) и тянущихся за ними ассоциаций складывается картина авторского ЭГО, “вмещающего в себя весь мир”.
Из множества мозаичных осколков формируется не только “групповой портрет” Инны Фруг и ее близких, но и слепок уникальной стриктуры отношений между ними...Этот тонкий мир отношений, удивительно богатый оттенками, трепетный, добрый, распахнутый для взаимопонимания — главный герой книги. В такой степени слиться с воспоминаниями матери, как это делает Коза, так беззаветно “выкладываться” на всех этапах медицинской Голгофы, как это делает муж (одно держание вилки в течение всей операции чего стоит!); так прочувствовать восприятие отцом спектакля, что он потрясает даже в изложении его рассказа, — это ли не триумфы любви в высшем, библейском ее понимании?
Я все же старомодно думаю, что назначение БОЛЬШОЙ литературы — давать вектор для духовного развития. Инна Фруг дает такой вектор.
Есть такое понятие: “сила духа”. Мы не имеем инструментов для измерения этой силы. Однако прекрасно понимаем — чувствуем! — что это такое. Титаническая сила духа Инны Львовны была ЗАРАЗИТЕЛЬНОЙ. Она “подпитывала” огромное количество людей — подчас даже тех, кто не знал эту женщину. Я убежден, например, что Инна Львовна существенно повышала духовный потенциал своего города Ангарска.
У Пастернака есть строчка, совершенно непонятная с позиций материализма: “Привлечь к себе любовь пространства”. Большие поэты всегда были провидцами -эта строчка дает многое для оценки истинного значения таких людей, как Инна Фруг ( она была в родстве с известным еврейским поэтом конца XIX века, писавшим на русском, — Семеном Фругом).
Напомню также слова усердно забываемого ныне Маяковского: “Если звезды зажигают — значит, это

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1 1999г.