<< 

Виктор ЛЕДНЕВСКИЙ,
ветеран флота

ДИКСОНСКИЙ РЕЙС
“БАЙКАЛА”

 

В конце августа 1967 года теплоход “Байкал” стоял у причала речного вокзала в Красноярске. Экипаж судна готовился к сложному рейсу до Диксона. Перед отходом на борт судна зашли начальник пароходства И.М.Назаров и поэт Роберт Рождественский — накануне на т/х “Байкал” проводился симпозиум писателей, была встреча с начальником строительства Красноярской ГЭС Героем Социалистического Труда А.Е. Бочкиным. И.М.Назаров задал мне несколько вопросов о подготовке судна, имея в виду сложность плавания. Начальник пароходства и писатель обошли главную палубу, попрощались с экипажем, пожелали доброго пути и покинули судно.
На борту было 300 пассажиров, в том числе военных до Диксона 120, и 40 тонн грузобагажа. Строго по расписанию теплоход “Байкал” отошел от причала, сделал оборот и взял курс на север.
28 августа, рано утром, зашли в Игарскую протоку, ошвартовались к дебаркадеру, произвели высадку пассажиров и выгрузку багажа. У капитана порта получили разрешение на выход в низовье Енисея до острова Диксон. В Дудинке проверили навигационные приборы, составили таблицу на всех курсах, сверили навигационные карты района, получили информацию о прогнозе погоды на сутки. Пассажиров на борту оставалось 130 человек, членов экипажа — 28.
Старший механик Д.Е.Александров доложил в ходовую рубку о готовности главных и вспомогательных двигателей. Системы водоснабжения, осушения, отопления, хлораторные установки работали исправно. Первый штурман И.Н.Зощик и боцман М.П.Афанасьев проверили спасательные средства: мало ли что может случиться осенью в Енисейском заливе. Шлюпочное и якорное устройства, спасательные плотики дооборудовали необходимыми материалами, закрепили по-походному на случай штормовой погоды.
Как только вышли из Дудинки, начала действовать связь с капитаном Диксонского морского порта Р.А.Аптекаревым. Прогноз погоды получали из Диксона и Дудинки и сравнивали.
Спокойно прошли Усть-Порт и Караул, сделав там краткие остановки, и продолжили путь на север.
29 августа в 16.00 часов теплоход “Байкал” подошел в Дорофеевским пескам, встал на якорь на расстоянии двух кабельтовых от берега, к борту причалила рыбацкая лодка. Рыбак спросил:
— Виктор Савельевич, есть что-нибудь из центра?
Я передал посылку. С рыбаком Трусовым мы познакомились в 1964 году, когда я впервые шел капитаном в порт Диксон, это был ответственный рейс — везли детей из пионерских лагерей и военный контингент на срочную службу.
Отчаливая от борта, Трусов спросил:
— Вы получили прогноз своего маршрута ?

 

 

 

“Чего бы это ? — подумал я. — Наверное, по своим приметам шторм предчувствует...” В таких случаях рыбаки на лодках далеко от берега не отходят. Прощаясь, Трусов сказал:
— Есть предупреждение о штормовой погоде до 20 м/сек.
Но пока ничего не предвещало шторма. Теплоход слабо покачивался на небольшой волне, медленно уходил то в левую, то в правую сторону. Легкий северный ветерок посвистывал в снастях. Но сомнения закрались в душу. На всякий случай решил еще раз осмотреть судовое хозяйство. Обратил внимание на переднюю лобовую часть музыкального салона, заметил две трещины под углом по всей длине иллюминаторного стекла. Приказал разбитое стекло заменить и с внутренней стороны дополнительно закрепить на заглушку. Вахтенный штурман Н.И.Слезко дал полный ход. Курсом легли на Сопочную Каргу.
Северный ветер стал заметно усиливаться, но особой тревоги не вызывал. Пассажиры занимались обыденным делом: громко разговаривали, что-то доказывая друг другу, гуляли по палубе, любовались ландшафтом северных широт...
Я зашел в ходовую рубку, за рулем стоял Володя Смирнов, штурман И.П.Зощик склонился над вахтенным журналом, делая очередную запись, по карте сверяя координаты судна. На подходе к мысу Сопочная Карга мы издали заметили в небе на встречном курсе черную точку, она быстро стала увеличиваться. Кто-то из присутствующих в ходовой рубке закричал: “Ведь это вертолет !” Действительно, это был вертолет, он сделал два круга почетного облета, летчик из кабины помахал рукой и дал знать рукой сделать остановку. Вертолет накренился на правую сторону и мгновенно юркнул за скалистую гору.
В прилуке мыса Шайтанского, на траверзе маяка, на расстоянии двух кабельтовых от берега мы встали на якорь. На берегу около лодок суетились несколько человек, махали руками, бросали какие-то вещи в лодку, готовились к отплытию. Не прошло и десяти минут, как моторная лодка уже тарахтела под бортом судна. Три пассажира поднялись в ходовую рубку. Одного я узнал сразу. Это был смотритель маяка Юрий Старостин.Знакомство с эти человеком началось в тот же мой первый рейс до Диксона, когда я привез ему письмо от бывшего капитана “Байкала” Б.Н.Еремеева. С тех пор мы с Юрием Старостиным стали поддерживать флотскую дружбу.
Два других пассажира оказались работниками гидробазы Диксонского морского порта. Юрий Старостин сказал, что тревожные сообщения о надвигающейся штормовой погоде передают все радиостанции: “Всем ! Всем! Всем! Судам принять меры безопасного отстоя!” В дополнение извещали капитанов, что в районе между восточным берегом и островом Сибирякова много плавучей древесины, которая еще не затонула, а держится на поверхности торчком. Замечены и отдельно плавающие большие льдины.
Юрий Старостин рассказал, что два дня назад проследовали пароход “Родина” и теплоход “Днестр” с пятью судами, они укрылись у острова Чаячный и Белый, ожидают благоприятной погоды. Я распрощался с Юрием Старостиным, пообещав ему на обратном пути сделать остановку и помочь продовольствием.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4 1999г