<< 

Владимир ЧАГИН

НЕ БОГАТСТВОМ
ЕДИНЫМ

БЫЛ ИЗВЕСТЕН В КРАСНОЯРСКЕ "ТОРГОВЫЙ ДОМ Ф. И Д. РАЗЗОРЕНОВЫХ"

 

Раззореновы… Фамилия эта в дореволюционном Красноярске была на слуху. Покупатели верхнего платья, обуви знали, что в торговом доме Раззореновых всегда есть новый хорошего качества товар и по сходной цене. Малоимущие же могли здесь купить обновку и в рассрочку. А всем нищим, обездоленным города был известен ночлежный дом имени купца Ф. Ф. Раззоренова, в котором они всегда могли переночевать, получить миску горячего супа…
И есть еще удивительная легенда о происхождении фамилии красноярских купцов Раззореновых.

 

"СИБИРСКИЙ СЛЕД" РОДА МЕНЬШИКОВЫХ

Светлейший князь Александр Данилович Меншиков, попав в опалу, свои последние дни, как известно, доживал в ссылке в сибирском селе Березове. Здесь он похоронен, здесь умерла одна из его дочерей. Вернуться из ссылки удалось лишь младшей дочери и сыну Александру – в Березове же остался от него незаконнорожденный сын…
Фамилия его была Шубин. И вот однажды, спустя десятилетия, один из сыновей этого Шубина, сделавшийся купцом, был ограблен разбойниками. Лишившись всех товаров, денег, он, словно помешанный, только и повторял: “Разорен я, ох, разорен!..” Так и родилась эта фамилия – Раззореновы.
И еще, гласит семейное предание, было предсмертное завещание князя Меншикова своим детям: служить Отечеству верой и правдой, не держать зла на ближнего… Бумагу с завещанием молодой Меншиков оставил в Березове своему незаконнорожденному сыну. И с той поры передавалось завещание в роду Раззореновых от старшего сына к старшему. Последним, у кого, якобы, хранилась эта старинная бумага, был Федор Дмитриевич Раззоренов, умерший в Москве в 1954 году. В сороковые годы, после войны, завещание выпросил у него “на время” один из историков, занимавшийся поисками “сибирской ветви” Меншиковых, да так и не вернул, и где оно ныне – неведомо…

 

Дмитрий Федорович Раззоренов

 

 

 

 

НА ПОДЪЕМЕ

Передо мной огромный, роскошно изданный том, вышедший к трехсотлетию дома Романовых. В нем – портреты и краткие биографии лиц, стоявших в начале века у руля государственной власти, а также банкиров, промышленников, купцов, деятелей культуры – словом, всех тех, кто, по мысли авторов книги, составлял наиболее деятельную, активную часть России той поры. И вот приятная неожиданность: на одной из страниц этого тома – портреты братьев-красноярцев Федора и Дмитрия Раззореновых. Причем в этой именитой компании они оказались единственными из всего купечества Енисейской губернии! Чем же они заслужили столь высокую честь?
Торговую фирму братья Раззореновы (поначалу втроем) унаследовали в 1886 году после смерти их отца Федора Ефимовича, выходца из Владимирской губернии. Через четыре года один из братьев, Алексей, вышел из фирмы. Тогда-то и образовался в Красноярске “Торговый дом Д. и Ф. Раззореновых”. Главный магазин их размещался в большом одноэтажном здании на углу Воскресенской улицы и Покровского переулка, рядом со сквериком (дом этот сохранился: теперь это угол пр. Мира и ул. Сурикова; несколько лет назад дом был отреставрирован, ныне он принадлежит Енисейской епархии).
Торговый оборот Раззореновых был поначалу невелик, но энергичные, щепетильно-честные братья, будто стремясь оправдать свою фамилию, очень скоро довели его до 250 тысяч рублей в год. Сумма немалая, но все равно это было немного в сравнении с капиталами главных богачей города купцов Гадаловых, владевших в одном только Красноярске десятками магазинов, а еще и пароходами, драгами…
Но если Раззореновы и уступали китам бизнеса в деньгах, то в предприимчивости могли с ними и поспорить. Однажды один из купцов Гадаловых даже укорил Дмитрия Федоровича Раззоренова: что ж это вы покупателей у меня отбиваете, кредитную торговлю у себя завели?
А в раззореновском торговом доме не только была введена, впервые в Красноярске, продажа товаров рабочим в кредит, но еще и устраивались весенние и осенние ярмарки-распродажи товаров по сниженным ценам. Да и скидку при продаже товаров по так называемым “потребительским книжкам” давали здесь в десять процентов, в то время как в гадаловских магазинах она была вполовину меньше…
Постоянную статью расходов братьев Раззореновых составляли пожертвования на благоустройство города, народное образование. А в 1910 году по завещанию старшего брата Федора Раззоренова (он умер в 1905 году) в Красноярске был выстроен ночлежный дом – двухэтажное кирпичное здание (ныне ул. Лебедевой, 16). Строительство его было оплачено деньгами вдовы Агафьи Семеновны и Дмитрия Раззоренова. Ежедневно в этом доме могли найти приют больше сотни нищих, отверженных людей…

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2001г