<< 

Михаил СИМОНОВ

 

ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ
ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

I. ФРАНКФУРТ, РЕЙС 871

Скажи, кто я – Колумб или Улисс,
сошедший с твердой палубы на сушу,
обретший или потерявший душу,
монарший все же выполнив каприз?

Им все равно – здесь есть я или нет.
Достигнув обитаемых развалин,
мне некому сказать, что путь – зеркален
и не с кем протоптать обратный след.

Скажи мне ты, единственный из них –
толмач, чей перевод на мой – бессвязен.
Хоть местный диалект и безобразен:
помолимся на нем и сложим стих.

 

II. ВДВОЕМ ПО ГЕЙДЕЛЬБЕРГУ

1. KUNSTHISTORISCHES INSTITUT*

Дождь лижет гейдельбергский камень,
туман облапил очертанья Шлосса**,
погода, как студент, сдает экзамен.
У мимо едущих машин колеса
шипят по лужам, оставляя пену.
На Уни Плац*** почти убрали сцену –
где блюз лабал американец.

Мельчайшей рябью Некар сводит глянец
со стай нахохлившихся пестрых уток.
Еще таких же мокрых пара суток –
и можно на фасадах ставить метки,
влезть на вторые этажи и ветки,
причал устроить на мосту у башен,
в анналы записать: был ливень страшен,
и жить, как при потопе – предки.

 

2. SEMINARSTRASSE****

Весь город – суть аквариум огромный,
в котором люди, подражая рыбе,
булыжник под ногами миллионный,
возможно, насчитать могли бы;
но вместо этого - плывут за нами,
на перекрестках стукаясь зонтами;
толкутся у соборной глыбы.

 

3. UNI BIBLIOTHEK*****

Нырнем и мы за аркой в подворотню,
ладонью проведем по мшистым стенам,
забудем напрочь, что за день сегодня,
поверив атмосферным переменам.
Наступим на крыльцо Библиотеки,
и гладя за рули велосипеды,
не прерывая медленной беседы,
намокшие прикроем веки.

 

 

 

III. РАННИЕ СУМЕРКИ В МАННХАЙМЕ

1.

Ставни закрытые,
голуби сытые,
рельсы, узором в брусчатку залитые.
Сплошь черепичные, остроугольные
кирхи, зовущие ввысь колокольнями,
в тучи размытые.

Малоэтажные,
виды пейзажные,
сколь безупречные, столь и плюмажные.
Башня над Луизен – парком бессменная,
и над лужайками обыкновенными –
флаги бумажные.

Нежная звонница
слуха дотронется.
Взор опустив, полицейская конница
между стоящими автомобилями,
движется чинно асфальтными милями,
прямо в бессонницу.

 

2.

Осень в Германии.
Парков стенания,
россыпь каштанов, листва.
Узнавание
мелких примет затвердевшего времени.
То – многословие, то – онемение.
Игры в изгнание.

Веские доводы
мокрого города:
за расставание – долгие проводы,
или – сплетенье телами и душами.
Против – свидания с ветром и лужами,
капли за воротом.

После рассудится,
просто забудется.
В сумерках ранних кончаются улицы:
крышами, шпилями, ставнями, шторами.
И за мостом, подмигнув светофорами,
площадь сутулится.

 

IV. MOZARTGASSE******

Тупик с оградой – тихий зал,
как будто спрятанный в футляре.
В нем ангел Вольфганга играл
на палисандровой гитаре.

 

* Институт истории культуры в гейдельбергском университете.
** Средневековый замок Гейдельберга, сильно пострадавший во время Тридцатилетней войны.
*** Университетская Площадь.
**** Улица, на которой жил К.Ясперс
***** Университетская Библиотека
****** Переулок Моцарта в Вене (нем.)

 

 

>>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 11-12 2005г.