<< 

вали овечьи шкуры на полушубки, а свиную кожу на сапоги. Работали по двадцать часов в сутки, а спали, положив под голову полено, чтобы не проспать. Было терпимо, пока хватало еды. Но зимой 1942–1943 годов пришёл приказ собрать всё зерно, имеющееся в колхозе и у населения. Зерно собрали, погрузили на баржи, чтобы сплавить в Красноярск, но баржи затонули. В деревне начался голод. Скот сдыхал, его обсыпали хлоркой, чтобы люди не ели и не было инфекции. Но прабабушка умудрялась принести кусочек, долго вымачивала, варила и кормила детей. После того, как стало невмоготу, решила уехать к родственникам в Черногорку. Кое-как выхлопотала справку из колхоза, запрягла корову Зорьку, составила в телегу бочки из-под огурцов и капусты, погрузила вещи, посадила детей, а сама шла рядом.
Ехали в Черногорку несколько дней. Было очень холодно, у коровы из ноздрей пошла кровь. Дети, сидя в бочках, уже замерзали. Прабабушка Мария молилась пресвятому Николаю Угоднику, чтобы дети остались живыми (икона и сейчас стоит у бабы на полочке). На извозе в Усть-Абакане их заметил старый дедушка-хакас. Прабабушка уже не могла идти, просто по инерции переставляла ноги. Дед позвал на помощь свою жену, они и обогрели, вылечили от обморожения детей, а потом и до Черногорска помогли добраться.
В городе прабабушка пошла работать в шахту, там давали карточки на продукты. Дети пошли в школу, а моя бабушка – в детский сад. В 1944 году в Черногорске стали появляться военнопленные японцы и китайцы. Были они в синих шинелях и в тонких шапочках, закрывающих уши. Работали военнопленные в шахтах, жили в бараках на пустыре. Комнатушки у них были маленькие, тёмные. А весной они садили огороды, особенно, на зависть местной детворе, у них росли помидоры, крупные, ранние. Но они их не продавали, а вот детей угощали охотно. Бегала к ним и баба с братом. Вообще всеми делами по дому занимались дети: старшие и сами в школу соберутся, и младшую сестрёнку в садик отведут, и за хлебом очередь с вечера займут. А если хлеба не было, то брали судки (3 кастрюли вместе) и шли в детский сад за обедом. Няни жалели детей – щедро наливали в кастрюльки супу, а то и второго с компотом дадут, так что на целый день хватало.
Закончилась война. Радостно и долго люди праздновали этот день. Приходили с фронта и раненые, и покалеченные солдаты. А прабабушка всё ждала мужа  – не верила, что он погиб, даже пенсию оформила не сразу. Ждала и надеялась, что вот-вот откроется дверь и войдёт Егор и скажет: “Ну, здравствуйте Маня, Надёжа, сынки. Как вы тут?” И прабабушка, и дети – все ждали, надеялись, что похоронка ошибочно пришла. Слушала прабабушка радио, смотрела по телевизору новости и говорила: “Может и наш отец где-нибудь в плену...” Всю жизнь ждала, так и не дождалась – умерла в возрасте 96 лет. А моя бабушка, Мартынова Тамара Георгиевна, своего отца знает только по фотографии, так как она родилась перед самой войной, и этот рассказ я записала с её слов.

 

Александра ПЕСТОВА

БУДУЩЕЕ КРАЯ – ЭТО МЫ!

 

 

 

Наш Красноярский край – один из самых больших регионов России. Всем он замечателен: и историей, и природой, и культурой.
Многие известные и неизвестные землепроходцы, и ученые совершали великий подвиг в исследованиях Сибири во имя богатства и могущества России. Много известных имен исследователей края вошли в его историю и историю нашей страны: это и немецкий ученый Д.Г.Мессершмидт, побывавший в Минусинской котловине, Красноярске, совершивший путешествие на север края, это и Ф.А.Минин, Д.В.Стерлингов, это и основатель Красноярска Андрей Дубенский, и легендарный командор Резанов, умерший и похороненный в Красноярске.
Романтическую историю любви графа Резанова и дочери коменданта Сан-Францисской крепости, красавице Консепсии де Аргуэльомы мы знаем по рок-опере А.Вознесенского и А.Рыбникова “Юнона и Авось”.
Сибирь влекла металлом, лесами, пушным зверем. Долгое время после прихода русских в Сибирь она давала государству около трети доходов, которую получали от продажи пушнины, “мягкого золота”.
Природа Красноярского края привлекает любителей природы со всех уголков нашей страны. Далеко за пределами края известны скалы Государственного заповедника “Столбы”.
В последнее время и наш Ермаковский район стал известен, благодаря красоте своей природы. Это и наше чудесное Ойское озеро, Ергаки, озеро Светлое. Чудесные места, где одновременно лежит снег и яркими огнями светят жарки.
Среди краев и областей России наш край самый богатый реками и озерами. А самая могучая река края, Енисей, пересекает край с юга на север:

В гранитных породах пути пробивая,
От вольных тувинских степей
Спешит к океану река штурмовая,
Красавец тайги – Енисей.

На могучем Енисее построены две крупнейшие ГЭС: Красноярская и Саяно-Шушенская. Да, они приносят много доходов, но сколько затоплено сел, лесов, полей. Так, В.П.Астафьев писал, что по Енисею разбросано 219 водохранилищ, а при строении Красноярской ГЭС вместе обещанной тринадцатикилометровой незамерзающей полыньи получилась трехсоткилометровая полынья, которая парит всю зиму, изменяя климат и ландшафт края. Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, наверное, приносят доходы краю, но что бы ни делал человек, чувствуя себя покорителем, он, получая выгоду, вредит природе. Я думаю, люди должны ощущать себя не покорителями и даже не хозяевами, а частичкой природы, ее другом. Роберт Рождественский писал:

Кромсая лед, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать не охота,
Сейчас нам не до этого... пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды.

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2005г.