<< 

Александр ЛАПТЕВ

 

 

 

РАССКАЗЫ
ПРО КАРАТЕ

 

 

 

КАРАТЕ ЗА ПЯТЬ МИНУТ

Ударов ногами в классическом карате не так уж и много. Простейший из них – тычок вперед, – называется “мае-гери”. Более сложный удар – по круговой траектории с захлёстом сбоку – “маваши-гери”. Еще сложнее “уширо-гери”, которое трудно описать, но для сравнения можно сослаться на лошадь, которая лягается не как все лошади (бия копытом взад), а которая, сначала стоя к другой лошади лицом, то есть мордой головы, вдруг резко переступает копытами и, оказавшись к этой лошади спиной, то есть хвостом и попой, вдруг бьет ее копытом прямо в лоб, или в грудь, словом, неважно куда, лишь бы попасть. Можно перед ударом подпрыгнуть и развернуться в воздухе – но это уже будет высший класс. Такое никакая лошадь не сумеет – это под силу только человеку. Существует ещё удар “ура-маваши-гери” – вообще что-то бесподобное, чему не существует аналогов в природе, в которой, как известно, существует всё, даже такое, чего мы никогда не сможем объяснить. “Ура-маваши-гери” – то же “маваши-гери”, только наоборот. Непонятно? Ну, вот стоит перед вами человек и говорит всякие гадости, что вы, мол, такой-сякой-разэдакий, передаст и извращенец, враг народа и агент моссада. А вы задумчиво молчите! Но когда оппонент умолкает и ждет ответной тирады, то вы, вместо пустых и никому не нужных слов, совершаете ПОСТУПОК – сшибаете с грубияна кепку (если он в кепке) или шляпу (если в шляпе), а то просто бьете в ухо (если тот без ничего), но бьете нетривиально, а! – крутнувшись по часовой стрелке на левой пятке и, поступательно двигаясь спиной вперед, выкидываете правую ногу и по большой дуге наносите удар правой пяткой в голову этому своему доброжелателю. Эффект потрясающий! – очки на полу, сопли в радиусе трёх метров, ужас на лице у поверженного врага и восторг у всех, кто случился рядом. Но, однако же, за такие штучки очень просто получить срок. “Тяжкие телесные...” – это вам не банальная пощечина и не пошлая зуботычина. Тут научно обоснованное ломание костей. Долгие годы человек тренируется, развивает силу и резкость, оттачивает технику – чтобы научиться максимально быстро искалечить себе подобного. От ниндзя и якудза, от монахов храма Шао-линь – современные каратисты переняли методы ведения боя. И нет нужды, что на дворе двадцатый век, что нет в помине ни монахов, ни заклятых их друзей. У нас у всех свои друзья, свои доброжелатели, своя борьба, жестокая и беспощадная. И если каждому второму – с разворота в ухо кожаным каблуком, да без предупреждения, с истошным криком: “Кья!”...
Лучше ли после этого станет? Я не знаю. Не пробовал. Ну, а вы решайте сами. Моё дело рассказать, ваше – сделать выводы.

 

 

 

 

ТАНЦЫ НА СТЕКЛЕ

В первых числах сентября, после летних каникул, отдохнувшие и загоревшие, собрались каратисты на первую в учебном году тренировку. Тренер отомкнул ключом железную дверь в торце четырёхэтажного каменного давно не крашенного здания, и шесть десятков спортсменов, с пакетами и сумками в руках, застучали башмаками по каменным ступенькам лестницы чёрного хода. Спортивный зал располагался на втором этаже общеобразовательной школы. Открыли ещё одну дверь, деревянную, распахнули створки в обе стороны и остановились на пороге. Из зала – обычного спортивного зала, в каких школьники физкультурой занимаются, – пахнуло гнилью и холодом. Немытые окна плохо пропускали свет, так что дальние углы при вечернем освещении тонули во мгле.
Тренер раздвинул ребят и шагнул за порог. За ним потянулись остальные, сделали несколько шагов и вдруг остановились – под ногами резко и неприятно захрустело. Присмотрелись – битое стекло на грязном щелястом полу. Оглянулись на тренера. Тот, как ни в чём ни бывало, подошёл к скамейке у стены, поставил сумку и вытащил кимоно и свой видавший виды чёрный пояс. В намерениях его сомневаться не приходилось. А ребята всё поднимались по лестнице, заходили в зал, теснили стоящих впереди; скоро все шестьдесят человек увидели стекло на полу, грязь на окнах, копоть на стенах, вдохнули гнилой воздух – после тёплого лаского вечера, после солнца и запахов разнотравья.
Стекла оказалось больше, чем вначале показалось. Скоро нашёлся и его источник – одно из огромных окон было разбито, четыре квадратных метра изумрудного стекла рассыпались по деревянному настилу, на площадке размером сорок метров на двадцать. Сколько пришлось осколков на единицу площади – трудно было сказать, к тому же стекло рассеялось неравномерно: в самом центре – погуще, по углам – пореже. Крупные осколки, быть может, убрали. Но непохоже было, чтобы пол мыли или мели. Совсем не похоже. Попадались крупные куски, размером с ладонь. Мелочи было без счёта. В рассохшемся полу мелкие осколки очень удобно прятались, достать их было (да и просто увидеть) очень трудно. Только на ощупь – подушечками пальцев, а ещё лучше – голой ступнёй, ничего не подозревающей ногой, наступая всей тяжестью сверху вниз. Тут уж осколок никуда не денется – вопьётся в мясо, будь здоров! Этот способ надёжнее всего.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2005г.