<< 

МЫ ЛИШЬ ДЕТИ
ПОД ТЁМНЫМИ
ЕЛЯМИ

 

Когда родилась эта “маленькая повесть”, её автору было 16. 16 лет – и этим всё сказано! А ведь действительно – всё. В 20, 25, 30, 40, 50 и так далее будет говориться не всё. Фрагментами, сюжетами и частностями. В попытке сложить из этой мозаике всё. А в 16 лет ВСЁ приходит само собой. Мир распахивается ВЕСЬ и заполняет человека ВСЕГО. И потому эта “маленькая повесть” не маленькая, а большая.
Меня сразу же затянула магия музыки. Многие думают, что проза и музыка – две вещи несовместные. Большая “маленькая повесть” как раз подтверждает обратное. Я, разумеется, имею в виду (точнее, в слуху) не внешний, а внутренний звук, которому подчинено всё повествование. Как можно определить этот звук? Думаю, как звук “тоски по тому, что ещё не случилось”, когда смотришь на всё издалека (видите: и здесь ВСЁ – Ю.Б.), из другого времени и пространства”. Звук расширяющейся Вселенной, где маленькими нотами сплетаются и запах дождя, и низкое звёздное небо, и чистота чувств, и их тихое воспитание: “Иногда я разрываюсь от любви. К девочкам, Яше и миру. К осенней листве и свету от низких туч, ещё более тёмному. Как в пещере”.
Неслучайно возникает этот вопрос: “Почему тогда к нам все тянулись?” И неслучайно находится ответ, заключенный в очередном вопросе: “Как выглядели мы со стороны?”
Видимо, герои Катиной повести, а вернее, сама Катя и Яша, выглядели так, что окружающие не могли не тянуться к идеалу. По трепету своему, по “вечному стеклу, которое очень скоро переплавится в расстояние, которое нельзя представить”, перед нами – редкое сочинение. Возможно потом, когда Катя станет Мастером, ей захочется это сочинение переписать. Но Мастер уже не сможет того, что дано человеку, сравнявшемуся в 16-17 лет на какой-то момент с Идеалом. Сколько нежности, хрупкости и скрытой тревоги в этих словах: “Теплое прикосновение губ, снова, такое лёгкое и такое значимое. А ведь мы лишь дети под темными елями...
Катя принадлежит к известному в Перми роду Гашевых. Стоит сказать, что её прапрадед-священник был причислен в 2000-м году на Архиерейском соборе в Москве к лику святых, а её дед – поэт Борис Гашев – прочно вошёл в ряд замечательных русских лириков. С одной стороны, это к нашей “маленькой повести” никак не относится, а с другой, сколько в незримом и зримом синклите поработало поколений, чтобы родились эти строки, лёгшие в код и заглавие повести: “Они держались за руки и шли”.

Юрий БЕЛИКОВ

 

 

 

 

Катя ГАШЕВА

 

ОНИ ДЕРЖАЛИСЬ
ЗА РУКИ И ШЛИ...

(Маленькая повесть)

 

Пусть это только бумажная луна над картонным морем,
Но она стала бы настоящей, если бы ты в меня поверил.
(песенка из кинофильма “Бумажная луна”)

 

ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Так хочется вспомнить, когда началось это движение – когда возникли слепящие фотографии моей жизни.
Эта повесть – я, повесть-девочка. Это одно лето, которое перешло в осень, одна встреча, которая стала любовью.
В шесть лет я стояла у окна и смотрела, как далеко на горизонте взрываются огни фейерверка – лиловые, зеленые, белые брызги. Это был Новый год. Под потолком светили фонарики, и я стояла, и мечтала о чем-то радостном и светлом, и была у меня в сердце тревога. В лиловом небе зимы было так много веток – черных, косых, и на них – испуганный силуэт вороны. В руках я держала балерину из папье-маше и маленького дракончика – он прилетел сюда с другой планеты.
Через много лет я вздрагивала от фейерверка за окнами, так это напоминало канонаду, и так страшно выли собаки. И тревожно горели свечи и отражались в черной лакированной крышке фортепьяно. И лицо моей лучшей в ту пору подруги было насмешливо...
Но это было позже, а перед тем было звездное небо. Много неба над головой!

Вот оно какое, безумное, огромное звездное небо! Почему на него всегда смотришь так, будто впервые видишь? О, это небо в сентябре с его холодным колким серебром. Мы стоим, задрав головы, и смотрим. Нас девять человек: восемь второклашек и Надежда Александровна. Мы ночуем сегодня у нее на даче, и это она вывела нас ночью, в сентябре, под ясное звездное небо. Приезжал, как обычно, весь класс, но ночевать остались только мы – две девочки и шесть мальчиков.
И в темноте звучат восторженные детские голоса:
– А вот Орион!
– А вон Медведица!
– Красиво как...

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2007г.