<<

Василий СЕНОТРУСОВ

ГОРЬКАЯ ДОЛЯ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Двести лет Восточное Забайкалье было местом каторги и ссылки. Сюда под конвоем, а часто и по канату, приводили воров, гатей и душегубов-убийц. Они добывали в шахтах серебряную руду и стояли у плавильных печей. Потом добывали золото, строили Амурскую Колесуху — грузовой и почтовый тракт.
Всех политических тоже приводили сюда, в ставший тюремный край. Начиная с мятежного протопопа Аввакума и кончая полузабытыми теперь Петром Алексеевым, Егором Созоновым, Марием Спиридоновой и Фани Каплан.
Двести лет конвои шли с запада на восток. А через каких-то пятнадцать лет после этого пошли в обратном направлении. На север Тюменской области и Красноярского края, в верховья Ангары повезли цвет забайкальской деревни, самых работящих крестьян, приклеив к ним ярлык кулаков. Редко кому потом удавалось вернуться в свои края, почти все полегли в мерзлую северную землю или погибли потом на фронтах Великой Отечественной. В трудный для Родины час она “вспомнила” о них, униженных и забытых, и отправила защищать землю, которую у них же отобрала.
Забайкальские села представляют сейчас грустное зрелище, многие вообще исчезли. Село Улятуй на востоке Читинской области было когда-то богатым, хотя земли там не очень-то плодородные — хлебушек доставался большим трудом. С тридцатых годов и оно стало хиреть, потеряв главных своих работников. Об этом и написал свои воспоминания бывший улятовец Василий Иванович Сенотрусов. Написаны они обыденным языком, но для осмысления прошлого не нужны словесные украшательства. Пусть о нем говорит язык фактов, свидетельства трудной и горькой жизни.

Георгий Граубин


В 1800 году в Улятуе появилось несколько семей Сенотрусовых и Гурулевых. О Сенотрусовых, как и о Шустовых, тоже есть легенда. В ней рассказывается, что пришли они в Забайкалье с Северного Кавказа и были поселены в Улятуе для обслуживания дороги, проходившей из Нерчинска к борзинским соленым озерам. Сенотрусовы стали разводить скот, лошадей. Занимались хлебопашеством, помогали служилым людям, проезжавшим по этой дороге. Нанимались они также для перевозки соли. От налогов были освобождены. После того, как добыча соли на озерах прекратилась, Сенотрусовых переселили в Урульгинскую слободу. А когда в Улятуе поселились новые крестьяне и несколько обжились, они возвратились сюда. Имея капитал, Сенотрусовы

 

 

 

построили для себя добротные дома и усадьбы и стали со временем самыми зажиточными в селе. Если следовать этой легенде, то именно Сенотрусовы первыми основали Улятуй. Тому есть подтверждение, — дома Сенотрусовых построены были по главной улице, соединяющей села, которую они содержали в надлежащем состоянии, — это небольшой отрывок из краеведческих документов.
А теперь я опишу не так дальние годы, прожитые Сенотрусовыми и сохранившиеся в моей памяти.
Деда Прокопия Хрисанфовича Сенотрусова я не застал в живых, он умер в 1913 году в с. Улятуй. Наша бабушка Елена Михайловна (Бородина по девич. фамилии) прожила в Улятуе, от нее и мамы мне запомнилось, что наш прадед был с запада, что он был из Черкесов. Насколько это достоверно, сказать не могу. У П.Х. Сенотрусова была большая семья, 8 детей: четыре дочери и четыре сына. Руководила всей семьей бабушка Елена Михайловна. По мере того, как дети подрастали, сыновья женились, количество домочадцев доходило до 22 человек (это я помню из рассказов моей мамы). Впоследствии, по мере появления новой семьи, каждому сыну строили дом, здесь же рядом. Мы жили напротив дома дяди Михаила Прокопьевича, 1884 года рождения. Рядом — дом дяди Александра, он 1898 года рождения. В Улятуе Сенотрусовы жили в основном по улице Гылынова и Зимовьинской. Должен заметить, что дома у всех были добротные, большинство имели двухэтажные амбары, вероятно, возводя их, собирались осесть здесь навек. Все занимались сельским хозяйством: сеяли хлеб, разводили скот. Были все работящие. В пример возьму хотя бы нашего отца Ивана Прокопьевича, 1886 года рождения. Он не только сеял хлеб и разводил скот, но и делал сани, телеги, ладил сбрую для лошадей, был бондарем, шил ичиги для нас. Помню, как в зимние вечера выделывали кожи. Были такие тальки: отец кожу поворачивает, а мы, дети, поочередно давим за водило.
И так сами себя кормили и одевали, замечу, что у наших родителей было восемь детей. В 1930 году отец вступил в колхоз-артель “Заря партизан”: сдали скот, а так же сбрую и весь инвентарь. Отец работал бригадиром полеводческой бригады. Точно дату не помню, но однако, в 1933 году отца и старшего брата Петра ночью арестовал НКВД, и увезли на машине в Оловянную. Через некоторое время к нам опять пришли и предложили написать отречение от отца. Мама отказалась. Тогда началось страшное: все наше имущество — вещи, мебель — было описано и распродано. Немного было зерна в амбаре — все выгребли и увезли. Оставили нас без ничего. Мама и мой брат Рома ходили по людям за подаянием и просили хлеба, чтобы нас, меньших, прокормить. Такое длилось до тех пор, пока нас не решили вывезти в ссылку. Это было летом 1933 года. Собрали нас, детей, захватили немного пожитков и, погрузив на телеги, повезли до ст.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 1998г