<< 

Борис АНТОНОВ

ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ ДМИТРИЯ ТОЛСТОГО

 

Петька, непутевый сын окольничего Андрея Толстого, чудом пережил “утро стрелецкой казни” Провинился перед Петром, подбивая неразумных стрельцов на бунт, бузотерил, царевну Софью славил, а единокровного братца ее зловонной грязью поливал, однако во аремя пристрастного разбора сумел, ловкач, вывернуться и, хотя и был на подозрении, сделал все возможное, чтобы приблизиться к молодому царю, по-собачьи заглянуть в глаза и заслужить доверие.
Царь знал, что нашкодивший холоп вернее иного господина будет, и потому, списав все прегрешения на неразумную молодость, допустил тезку до двора и дал несколько ответственнейших поручений по посольской части.
Освоив на дипломатической службе лисьи повадки, Петр Андреевич сумел выманить из-за границы царевича Алексея. Для пристрастного допроса царь-отец создал Тайную канцелярию, управление которой поручил Петру Толстому, возведя его в графский сан.
Но судьба обманчива. После смерти Петра коварный князь Меньшиков, оговорив удачливого сановника, отправил его в ссылку, на Соловки. Но худа без добра не бывает. Закончилась головокружительная карьера, но не прекратился славный род. Всевышний отметил потомков графа своим даром. Классиками стали Лев Николаевич и Алексей Константинович, у истоков советской литературы оказался “красный граф” Алексей Николаевич. Один же из Толстых, Александр Николаевич, скромно учительствовал в Крыму, где сошелся с сельской учительницей, дочерью священника. Неравный брак поверг титулованных родственников в шок, но время уже расшатало строгие династийные правила, и им ничего не оставалось делать, как смириться с судьбой. Сестра Варвара в сердцах заявила:
— Будет сын, заберу себе. Если мальчик окажется здоров и проявит способности, быть ему графом, если же родится девочка, то воспитывайте ее сами. Родился мальчик.

 

ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, МОЛОДЫЕ ГОДЫ

В двухлетнем возрасте мальчика привезли в Петербург, определили в семью, где он прошел полный курс “аристократического” воспитания, после чего был определен в морской кадетский корпус. Политикой не интересовался, на бурные события, охватившие страну, смотрел с философским спокойствием. Увлекало море и путешествия. Не раз бывал в Турции, ходил под флагами Италии, Бразилии и других страх, а затем

 

 

 

вдруг осел в Братиславе, где поступил на медицинский факультет университета. Через год он переводится в Пражский университет, который успешно заканчивает со степенью доктора... права. Здесь-то его и достала резидентура всесильного ОГПУ. “ Мне назначили месячный оклад, — напишет А.Быстролетов в автобиографии, — перевели на оперативное разведывательное направление, а для легализации устроили в торгпредство.
Я занимался сначала экономической разведкой, а затем, усвоив соответствующие приемы и технику, перешел к вербовке агентуры в посольствах, к получению диппереписки, к нахождению источников в МИДе и к военно-технической разведке. Кроме того, я нес полную нагрузку по торгпредству и за пять лет прошел путь от регистратора бумаг до заведования информационным отделом. Вел экономическую работу, писал для специальной прессы в СССР и Чехословакии, редактировал и издавал официальный бюллетень торгпредства.” Но графское происхождение настораживает бдительных чекистов. Дмитрий попадает в разряд “недобитых и недорезанных”, на которых руководство пыталось свалить все свои неудачи. Полномочное представительство ОГПУ Северо-Кавказского края пытается доказать, что его работа в Праге является наглой провокацией, его следует вызвать и арестовать. Центр одернул южан, предписав: “Дело Быстролетова ведется ИНО / иностранным отделом — Б.А./ непосредственно, а посему просим никаких репрессивных мер в отношении Быстролетова на случай его приезда в СССР не предпринимать.” Однако в следующей записке москвичи просят крымчан “... в случае приезда Быстролетова установить за ним по возможности наблюдение, о результатах коего нас известить.”
Подозрения были не беспочвенны. Вспомнили службу на флоте Добровольческой армии Деникина, заграничные круизы и вояжи, а, главное, что раздражало красных начальников, так это поведение агента. Уж слишком независимым казался, грамотностью, по их мнению, кичился. Еще бы — у них неполное начальное, а он Цюрихский университет заканчивает. К диплому доктора права прибавляется диплом доктора медицины. Здесь уже политикой попахивает: куда вам, пролетариям, до нас аристократов! Из-за таких-то недобитышей и происходят провалы.
Недоверие раздражало. Один за другим пропадали соотечественники, и те, кто возвращался на родину, бесследно исчезали. Москва чистила кадры, избавляясь от попутчиков. На смену толковым специалистам шли недоучки, единственным достоинством которых была преданность вождю. Они были завистливы, жадны и безжалостны и ради карьеры или ордена готовы были заложить родителей, жен и детей.
Дмитрия насторожили перемены, но что он, недобиток, мог поделать? Любое замечание рассматривалось как подрыв авторитета славных чекистов, как покушение на честь Органов, так

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 1998г