<< 

Владимир ПЕРЕВОДЧИКОВ

ВОЛШЕБСТВО ПОДРАЖАНИЯ

 

В исполнении киноактёра Сергея Лукьянова звучала “Песня о Донбассе”: Прости меня , Галя, Галина Петровна, не знаю за что, но прости.
На слуху моего поколения и другая:“Прощай, Антонина Петровна, неспетая песня моя”. Как не услышишь мотив Языкова: “Разгульна, светла и любовна, душа веселится моя, прощай Антонина Петровна, и ножка и ручка ея!”
В литературе ХIХ века Языков — детонатор. Баратынский о нём: “зыков буйства молодого, певец роскошный и лихой!” Но это повторение Пушкина: “Какой избыток чувств и сил, какое буйство молодое!”
“Нелюдимо наше море”, — оживают голоса Рейзена и Козловского. Но не только музыка Вильбоа, но и — пожалуй в первую очередь — текст Языкова подхватывают слушателей своей стихией. Нет сомнения, что Лермонтов был очарован ритмом, динамикой, экспрессией, когда пером коснулся бумаги: “Белеет парус одинокий”. С разницей, что герой Языкова рвался в бой: “Смело, братцы, ветром полный...” А Лермонтовский — “Как будто в бурях есть покой”.
Конечно, в каждой буре, в любом хаосе есть точка покоя. Но поэт этого не обещал, он был подхвачен стихией языковского воображения. Это мало объяснимый всеми известными знаками — магизм. Сам Языков совсем юным сочинил подражание пушкинскому “Городку” и батюшковским “Моим пенатам”. В первой вопросительной строке Пушкина “К Языкову” слышится и ответ: “Языков, кто тебе внушил, твоё посланье удалое”?
В литературе петровской эпохи была широко известна песня: “Буря море раздымает, а ветер волны поднимает: сверху небо потемнело, кругом море почернело, почернело”. Не улавливается ли: “Буря мглою небо кроет”?.. В песне: “Трещат райны (реи), машты гнутся”. У Лермонтова: “А мачта гнётся и скрипит”. В песне: “Везде пропасть, кругом бездна, кругом бездна”. Языковское: “Глубже бездна упадёт”. Державин. Подражание Горациевой оде: “Ты памятник воздвиг нерукотворный”. Пушкин. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.
Зная, что Пушкин оттолкнулся от вещей многих современников и поэтов древности, Жуковский сказал о нём, что гению такое позволительно. Поэт многим образам придал вечное очарование.
Лермонтов констатировал: “Херасков заимствовал у Вольтера, Вольтер у Вергилия, Вергилий у Гомера; кем пользовался Гомер? — жаль что тогда не было книгопечатания!” Не оправдательна ли эта мысль, что следы чтения романа Альфреда Мюссе различимы в “Герое нашего времени”? А мотив “Мцыри” зародился из пушкинской “К Наталье”, песнь первая “Монах”: “Был монастырь; в глухих его стенах, под старость лет один седой монах...” П.: “Быстрей орла, быстрее звука лир”. Л.: “Быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла”.
“Всё, что хорошо сказано, я считаю своим”. — признался римский философ Сенека. Эта сентенция

 

 

 

 

для его воспитанника императора Нерона стала программной: всё считать своим. Всё, что окружает нас, создано природой и предками.
Вправе ли мы это присваивать?..
Утенка воспитывала утка чужой ему породы. Встав взрослым селезнем, он начал искать себе партнершу среди тех с которыми воспитывался, нет обращая внимания на самок своей породы. Но те отвергали чужака. И селезень стал изгоем. Возможно ли самообразование без подражания?.. На каком этапе подражание безнравственно? Когда подражание непроизвольное, когда вынужденное, когда необходимое?
Детеныши зверей в играх подражают родителям. У детенышей рыб, рептилий, птиц поведение заложено в инстинкте. Вылупившийся цыпленок пойдет за живым существом или за предметом, который движется и это будет его “мама”.
Чтобы пуститься в путь, нужно от чего-то оттолкнуться, предуказать себе маршрут, иметь цель и опыт;знать опасности, которым подвергались другие, кому-то подражать. Общества, альянсы, союзы пользуются кем-то накопленным опытом. Дитя опыта — подражание, имитация, компиляция, тождество, идентификация, ирония, пародия, карикатура, аллюзия.
Для знаменитой Любови Орловой режиссер и муж Григорий Александров (Мормоненко) взял имидж с образа талантливой актрисы, когда-то любимой им, Галины Кравченко, которая впоследствии стала женой сына Льва Каменева Лютика. В картине “Цирк” можно усмотреть кальку с образа американской актрисы:куплеты и танец на пушке. Воздушные акробатические номера за нее исполняла артистка цирка Шура — первая жена режиссера, писателя, профессора Р.Е. Славского (Заславского). Она должна была подражать Любови Орловой, та, в свою очередь — Александре Воронцовой.
“Серьезную игру в подражание идеальному образу следует продолжать до тех пор. пока этот образ не станет вашей второй натурой” (Ханнес Лидерман “Аутогенная тренировка”. М. Изд. “Физкультура и спорт” 1980 г. )
И. Ильинский и Э. Гарин, мне кажется, подражали М. Тарханову. С Ильинского, очевидно, начинал строить свой образ Г. Вицин. А вот Н. Гриценко в спектакле “На всякого мудреца довольно простоты”, не только копировал Тарханова, кажется, и пародировал его. Осознанно или нет талантливый актер находит пример для подражания, чтобы потом, соединив со своей индивидуальностью, создать нечто новое и стать самому

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-4 2000г