<<

Эдуард РУСАКОВ

 

СВОБОДЕН,
КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
(Жизнь Андрея Поздеева)

 

“Мир ловил меня, но не поймал...”
Григорий Сковорода

 

ПРОЛОГ

Вся эта книга, по сути, – запоздалое объяснение в любви к уникальному художнику и прекрасному человеку, каким был Андрей Геннадьевич Поздеев. Не устаю благодарить судьбу, подарившую мне многолетнее счастье знакомства с ним и товарищества (о дружбе с Поздеевым я не мечтал – дружба с гением невозможна).
Вот пишу эти строки, а передо мной, на стенах моей комнаты, – его картины, подаренные мне в разные годы: “Затмение”, “Охота на птиц”, “Шуты”, несколько портретов... Значит, Андрей всегда рядом, всегда со мной. И когда наплывает уныние и “на душе осень”, эти картины подзаряжают меня своим мужественным оптимизмом, и душа распрямляется, озаренная животворным светом солнечного искусства. И становится легче дышать, и хочется жить, претерпевая невзгоды, обиды и боли. Уж поверьте бывшему психиатру: лучшее лекарство от депрессии – живопись Андрея Поздеева.
Под его волшебной кистью озарялись солнечным светом и люди, и птицы, и цветы. Оказавшись в его мастерской, некрасивые женщины вдруг хорошели, злые люди становились добрыми, на хмурых лицах появлялись растерянные улыбки...
В чем же тайна поздеевского таланта? И в чем суть тех уроков, которые преподал он всем нам своим творчеством и своей жизнью?
Картины Андрея Поздеева не стареют и не тускнеют от времени. До последних дней жизни художник сохранял юношеское простодушие и чистый, незамутненный взгляд на действительность. Он смотрел на мир широко распахнутыми глазами. Любил жизнь, умел по-детски радоваться жизни и заражал любовью окружающих. Но при этом он был очень мудрым человеком, и картины его не только радуют глаз, но и тревожат душу и заставляют задуматься о смысле жизни, о смерти, о предназначении человека на земле.
Легенды и мифы сопровождали его на протяжении всей жизни. “Сибирский отшельник”, “чудак”, “формалист”,

Андрей Поздеев. Автопортрет. 1950 г.

 

 

 

“примитивист”... Каких только ярлыков не навешивали на него друзья и недруги! До сих пор продолжаются тщетные попытки уложить его на искусствоведческую “полочку”, подогнать под привычный ранжир. Но Поздеев не поддается однозначным определениям и не укладывается в рамки. Внешне покладистый и добродушный, в творчестве он никогда не подчинялся диктату идеологии, не поддавался поветриям моды и конъюнктуры, оставаясь верным лишь своему призванию, своему дару. Однажды художник Владимир Капелько (“Капеля”, как звали его друзья) с шутливой нежностью назвал Поздеева “солнечным зайчиком” – и мне этот образ кажется очень точным, хотя и совсем не “научным”... Таким он и был, Андрей Геннадьевич – светлым, неуловимым, свободным... Как солнечный зайчик!
Судьба не помогала ему, наоборот – препятствовала, словно испытывая на крепость. Он же упрямо шел своим путем, не поступаясь ничем ради искусства. “Искусство – это не профессия, это жизнь”, – сказал он однажды. О жизни художника Андрея Поздеева я и попробую рассказать.

Прежде, чем начать этот рассказ, хочу поблагодарить всех, кто помог мне своими воспоминаниями об Андрее Геннадьевиче. Особая благодарность – вдове художника, Валентине Михайловне Поздеевой, а также – Ирине Филипповне Васильевой, Илье Дмитриевичу Титову, Авроре Даниловне Грицай, Владимиру Гавриловичу Ваганову, Владимиру Ильичу Жуковскому, Виталию Ефимовичу Крейнделю, Вадиму Борисовичу Серебренникову, Александру Ивановичу Астраханцеву и всем другим спутникам и собратьям Андрея Поздеева по жизни и по художественному цеху.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. – ИСТОКИ. – “Я – МЕЩАНИН ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА!..”

НИЖНИЙ ИНГАШ

Сибирь. Провинция. Глубинка. Здесь, в таежно-болотистой глуши, в трехстах километрах к востоку от Красноярска, в селе Нижний Ингаш, расположенном на пересечении Московского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали, 27 сентября 1926 года родился Андрей Геннадьевич Поздеев. Он был третьим ребенком в семье начальника почты (в подчинении у которого был лишь один истопник) Геннадия Даниловича Поздеева и его жены Евдокии Ивановны, крестьянки родом с Ангары. В семье уже было двое детей: брат Коля (утонувший вскоре в реке во время эпилептического припадка) и сестра Антонина. Через год после Андрея родилась его младшая сестра Зина. Впрочем, на свет появился Андрей не в Нижнем Ингаше, где не было своего фельдшера-акушера, а в селе Заозерном, где имелась “больничка”, и куда пришлось ехать рожать Евдокии Ивановне.
Если верить “Енисейскому энциклопедическому словарю”, название села Нижний Ингаш произошло от эвенкийского слова “инга”, что значит “камень”. Хотя ни гор, ни

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-5 2003г