<< 

Юрий ВОЛКОВ

ДОМОЙ ХОЧУ

(книга для дочери)

 

ВИЖУ ЧУДНОЕ ПРИВОЛЬЕ

УБЕЖДЁН, поэт видел эти прекрасные места в нашем крае. Бытует предание, что здесь, на берегах Енисея, собран рекордный урожай кипрейного мёда — полтонны с одной пчелосемьи!
ВПРОЧЕМ, знакомые пчеловоды предпочитают кочевать на поля, на донник, люцерну или гречиху. Никто не хотел выезжать на гари и вырубки. Отшучивались: там же медведи. Поясняли: иван-чай даёт нектар только в тёплое влажное утро, а таковых в Сибири мало.
Мои медовые интересы тянулись к правому притоку великой сибирской реки, точнее, к правому притоку Кана с поэтичным названием Агул, к уютным деревушкам Мариновке, Стрелке, Ильино-Посаду. Рыболовный азарт и страсть к путешествиям показали мне эти места.
ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ, что жили здесь беглые каторжане, ссыльные, а может, заключённые. Правда, по нынешнему народу этого незаметно. Вполне европейские фамилии: Калиновы, Дуборез...
Строились,корчевали тайгу под огороды, разводили скот,благо,покосы давали обильные корма. Собирали дары природы — кедровые орехи, ягоды. Водили пчёл. Вплоть до начала перестройки понемногу заготавливали лес. Правили дорогу бульдозером.
Не то,что российская глубинка, а просто глушь. Сейчас тайга расступилась по краям широкой светлой долины Агула. В долине ивняки, ольховники, березняки с грибами, разнотравье, иван-чай по вырубкам и гарям. Всё ещё прилетают на галечный берег глухари, в изобилии водятся рябчики. Островами осталось чернолесье. Возвышаются ели, а под их шатром — приют для авторыбаков.
За выгоном под яром блестит река. Холодные чистые струи,перекаты. Там выше есть пороги. Хариус, ленок, таймень.
ВОТ ЗДЕСЬ и жила деревня, весело и трудно. Школа была заполнена детьми. Добрый след на земле оставил учитель-биолог. Самой-то школы уже нет, а пришкольный участок — “очей очарованье”. Рябина, черёмуха, акация, боярышник, калина.Хвойные и лиственные породы.
Декоративные, плодоносящие и дикорастущие. Безупречная композиция посадок. Филиал ботанического сада!
Сад расцвёл, а деревня почти вымерла, разъехалась. Над оврагом висящий на честном слове мост. Только смельчаки осторожно и споро перебегают по настилу.Для остальных тропинка по откосам оврага.
Пустой магазин. Есть самое необходимое: резиновые сапоги, плащ-дождевик, соль и спички.

Волков Сергей Кирилович.
Снимок 1972 г.

 

Волкова Наталья Ильинична.
1980-е годы.

 

 

 

Почтальон — первый человек в деревне. А как же? Кто держит связь с Агульским сельсоветом, да и, считай, со всем Ирбейским районом? Два раза в неделю рыкнет “вихрь” по реке, и лодка появилась — скрылась.
Вот вам и связь,
И вести из района,
И нет важнее почтальона...
На краю деревни, поближе к отрогам Саяна, стоял дом старого пасечника. Давно уже проплакали автомобильные сирены, прощаясь с почитаемым фронтовиком. В память о нём молодеет в усадьбе лесная малина, которую он бережно вынес из тайги. Дедушка снабжал округу мёдом, поставлял его в город сыновьям и внукам.
Именно тогда где-то внутри себя неясно и, скорее, биологически я почувствовал желание соединить приятное с полезным, рыбалку с медосбором. Возьму с собой пчелиное семейство на выходные дни — рыбачь себе, и пчёлам радость. При этом сообразил-таки получить совет. На вопрос основательный пчеловод ответил вопросом: “ Трясти (мне слышалось: везти) пчёл за двести километров только для того, чтобы они ознакомились с местом?” И отрицательно качал головой.
ПРОШЛИ ГОДЫ. Перечитано, передумано. Покосы там теперь не выкашиваются, цветут до первых заморозков, дорога не правится...
Но у меня “Нива”, перспектива свободного времени, ульи на садовом участке. А какие огромные тыквы в этой Мариновке!
РЕШЕНО: пасеку ставлю здесь. Здесь будет пчелиный город заложён!

 

КАК МЫ БОРТНИЧАЛИ...

Как надо брать пчёл из дупла? Казалось бы, чего проще. Но обо всём по порядку.
Пчеловоды редко могут скрыть своё увлечение.Может, поэтому именно ко мне пришёл Леонид Петрович из соседнего отдела и сообщил о том, что он обнаружил... семью пчёл в дупле. Покусали, по его словам, внучку и других грибников. Из салона автомобиля Петрович изучал щель в берёзе и, разглядев “укусившую” муху, убедился, что это не осы.
— Да, — убеждал Леонид Петрович, — осы с поперечными полосками, а эти чёрненькие, точно пчёлы.
Поверить в это было трудно. Азарт бортника проснулся после векового сна. Не удержался и сообщил новость жене. Её предки, видимо, тоже были бортниками: “Я с вами!” А чего тут было возражать? Зов предков...
Прежде начитались, наслушались рассказов о поимке роев. В этот же день получаем субботнюю “Комсомолку” со статьей В.М.Пескова “Охота за мёдом”. Эх, Василий Михайлович, не мог уж написать, как семью пчёл из лесного дупла переселить на садовый участок в улей? Посоветоваться бы с бортниками. Времени нет, осень грядет. В.М.Песков даёт однозначную команду:

 

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4-5 1998г